«Однозначно, тем, кто ходят с коробками на базарах, на улицах города, я бы не доверял”. Благотворительные фонды о проблемах
5 сентября отмечается Международный день благотворительности. Фонд Halyk организовал встречу с представителями благотворительных организаций. Собравшиеся обсудили самые острые проблемы: почему благодателей не освобождают от налогов, как повысить доверие казахстанцев и как отличить мошенников от тех, кто реально нуждается в помощи.
Исследование: сколько в Казахстане благотворительных организаций
Специалисты фонда Halyk провели исследование и пришли к выводу, что данные по благотворительным организациям в Казахстане неактуальны. Так, по данным департамента статистики, в стране насчитывается более 23 тысяч НПО. Это общественные и благотворительные фонды, организации. Если исходить из их отчётности за 2023 год, документы предоставили около 5000 организаций, получается, практически действующими можно считать всего 25% НПО.
По данным МИОР, на сегодняшний день в Казахстане благотворительных организаций более 1000, а официальные данные eGov говорят, что их всего 37.
Исследование: соцопрос
В рамках программы «Рухани жангыру» в 2021 году в Казахстане проводилось полевое исследование в части благотворительности. Согласно ему, большинство казахстанцев благотворительность воспринимают как материальную помощь нуждающимся. 54% респондентов убеждены, что благотворительная деятельность в Казахстане развита недостаточно, но при этом не дают объяснения, почему. Казахстанцы чаще всего готовы помогать:
- детям-сиротам;
- людям с ограниченными возможностями;
- пациентам в трудной жизненной ситуации;
- пожилым людям.
Мигранты и репатрианты оказались наименее поддерживаемыми в обществе.
Люди предпочтитают перечислять деньги через онлайн-платежи. По данным опроса, 83% респондентов принимали участие в благотворительной деятельности, 81% – совершали денежные пожертвования.
Казахстан в мировом рейтинге
Рейтинг стран в области благотворительности проводился Институтом Гэллапа. Казахстан в списке занимает 93-е место из 114 стран (по итогам 2022 года).
«В рейтинге есть три индикатора, по которым идёт замер. Первое – это оказание помощи незнакомому человеку, нуждающемуся в помощи. Здесь у нас 111-я позиция. Денежные пожертвования на благотворительные цели – у нас 40-я позиция. И третий вопрос – количество добровольно потраченного времени на оказание помощи, это в большей степени деятельность волонтёрских организаций. К сожалению, наша страна уже в последние годы потеряла свою позицию», – рассказал Нариман Абильшаиков.
Проблема – налоги
Фонд Halyk проанализировал деятельность зарубежных благотворительных фондов из передовых стран Европы, США и России. По их мнению, мы решаем локальные и отраслевые вопросы, тогда как в США, Германии оказывают помощь странам третьего мира.
Так что же позволяет по международному опыту развитым странам выглядеть лучше, чем Казахстан?
«Для компаний, занимающихся благотворительностью, действует система налоговых вычетов. Начну с США. Понятно, у всех на слуху фонд Билла и Мелинды Гейтс. Мы знаем, что их портфель на сегодняшний день превышает 30 миллиардов долларов. То есть на сегодняшний день в США вычеты по налогам достигают 25%. Оттуда, я полагаю, такие большие бюджеты, которые на сегодняшний день раздают фонды Сороса, Билла и Мелинды Гейтс. В Германии аналогичная ситуация: из налога вычет составляет 20%. В соседней Российской Федерации если бизнесмен крупного сегмента занимается благотворительностью, то до 13% он может поставить себе на вычет налоговых обязательств. Какая ситуация сегодня в Казахстане? Согласно статье 288 налогового кодекса, у нас сегмент крупного бизнеса освобождается только на 3%, средний бизнес – на 4%», – сравнил Нариман Абильшаиков.
Связаны руки у благотворительных фондов и по размеру помощи нуждающимся.
«Когда мы говорим про закон о благотворительности, мы говорим, что можно оказать помощь физическим лицам из категории социально уязвимого населения, там установлен порог в 647 МРП, это порядка 2,5 млн тенге. Если семья не из социльно уязвимой категории, а ребёнку жизненно необходима операция, то периодически благотворительные фонды не имеют права оказывать помощь», – приводит пример директор фонда Halyk Сагынбек Шункеев.
Кроме того, помимо самой материальной помощи спонсоры должны заплатить налог за оказанную помощь в размере 10%.
Правда, сами благодатели понимают, что ограничения нужны для того, чтобы благотворительность не стала площадкой для уклонения от налогов.
«Я бы и на 30% от налогов освободила, но только для честных, порядочных организаций, вот тех, кто по-честному жертвует, направляет средства на те нужды, которые нужны. Я просто не знаю, как всех контролировать, чтобы было видно, куда, на что потрачены деньги. Настоящий благотворительный фонд имеет сайт, публикует отчётность, где можно увидеть каждую тиинку. А ведь бывает, когда фонды собирают деньги на свои карточки, то есть официальная НПО, которая собирает средства на свою карту или на карту супруги. Как так можно? И люди перечисляют им, потому что каждый раз какая-то хайповая история», – возмущается общественный деятель, основатель и директор ОФ «Добровольное общество «Милосердие» и образовательного проекта «Мектеп Online» Аружан Саин.
Существует проблема координации фондов. Например, когда был потоп на Западе Казахстана, оказалось, что нужны резиновые лодки, генераторы для откачки, лопаты, мешки.
«Когда пришла беда, казахстацы отозвались, фонды выделяли средства. Однако возникали вопросы: куда идти, что купить и как отправить, кому? Акиматы собирают актуальную информацию и отдают нам, фондам. Так было во время подтопления, карантина. Это удобно. А ведь бывало, когда во время карантина мы ездили по домам с продуктами, думая, что там живёт нуждающаяся семья, а там стоит двухэтажный особняк», – говорит Сагынбек Шункеев.
Все проблемы, которые обозначили участники встречи, были адресованы профильным госорганам и будут обсуждаться дальше.
Доверие казахстанцев к благотворительным фондам
В Казахстане низкий уровень знаний и доверия к благотворительности. Многие воспринимают помощь как «садака», то есть милостыню.
«Однозначно, тем, кто ходят с коробками на базарах, на улицах города, я бы не доверял. Да, это уже вчерашний день. Но, к сожалению, мошенники уже пошли дальше и используют, условно говоря, детей из Якутии, похожих на казахов, снимают, пишут: нужна помощь, вот номер счёта в банке, пожалуйста, помогите», – приводит пример Сагынбек Шункеев.
Благотворители считают, в целом в Казахстане ситуация с благотворительностью неплохая. Ещё 10 лет назад количество фондов, качество помощи было не таким, как сейчас. Следующим этапом эксперты называют развитие эндаумент-фондов. Когда капитал создаётся за счёт пожертвований. А фонды инвестируют капитал и полученный доход тратят на нужды, при этом сами пожертвования не расходуются – они остаются неприкосновенными и постоянно пополняются.
Собравшиеся отмечают, как казахстанцы легко и быстро собираются, когда нужна помощь. Последний пример – наводнение на западе страны. Все были готовы помочь с одеждой и питанием, подгузниками, а также средствами гигиены. Это топ товаров, которыми казахстанцы активно помогают.